Какие продвинутые компьютерные технологии применятся в современных фильмах?

Научно-фантастический блокбастер «Аватар» признается рядом кинокритиков как фильм-переворот, обозначивший переход к киноиндустрии нового поколения. Когда-то на смену немому кино пришло звуковое, черно-белому — цветное. Мы живем в эпоху, когда на живую съемку накладывается виртуальная разработка авторов, но при этом кадр выглядит реалистично. В фильме использовано столько технологий, еще не меньше технологий придумано автором, что имеет смысл поговорить, насколько все придуманное может воплотиться в будущем, насколько написанное о фильме, может быть правдой.

Экзоскелеты и беспроводное управление гибридами

Действие фильма происходит на планете Пандора в 2154 году. К этому времени возможности техники расширились настолько, что люди смогли работать за компьютерами без мониторов и системных блоков, передвигая картинки сенсорно в воздухе. Земляне также управляют роботами, которые являются по сути экзоскелетами человека и могут выполнять те же движения, что и их водители. Наконец, земляне создают аватаров — гибридов на основе ДНК человека и коренных жителей планеты Пандора, которые могут мысленно управляться человеком.

— Появление таких компьютеров, как показаны в фильме, вполне возможно. Сейчас производители ПО переходят на сенсорное управление с виртуальной клавиатурой, а экраны мониторов становятся все тоньше и тоньше, что не исключено, когда-нибудь они будут напоминать пленку. Что касается экзоскелетов, иностранные СМИ пишут, что США уже много лет разрабатывают такие конструкции. Для этого используется двигатель внутреннего сгорания и механическая гидравлика, которая ведет себя как искусственные мышцы. Наконец, управление аватарами напоминает беспроводной Интернет. Пока трудно прогнозировать, что из мира техники это перейдет и на управление человеком, но ведь искусственные органы уже есть, за работой которых наблюдают удаленно, — рассказывает генеральный директор ООО «УГМК-Телеком» Владимир Ланских.

Между тем, мир Пандоры, куда прилетели люди, также похож на Интернет, только биологический, созданный природой. Здесь есть священное дерево, присоединившись к которому с помощью специального устройства аборигены загружают в него собственные воспоминания. При помощи этого же контакта можно устанавливать связь с другими живыми существами, укрощать их. Не надо быть профессионалом, чтобы понять, что все это напоминает обычный проводной доступ в Интернет, где можно соединиться с друзьями в режиме он-лайн или выгрузить объемные файлы с нашей информацией по работе, проектам, игры, фильмы и т.д.

3 D-фильмы снимаются для правого и левого глаз отдельно

Чтобы воплотить все эти фантастические выдумки в жизнь, Кэмерону потребовалось 15 лет. Первый свой 114-страничный сценарий он написал в 1995 году, но долгое время его откладывал из-за несовершенства компьютерных технологий. Равно как и прокат пришлось отложить на полгода, чтобы все кинотеатры были оборудованы под просмотр 3 D-фильмов соответствующими проекторами.

— Дело в том, что фильм снимался специальными стереоскопическими камерами. В результате съемок каждое из изображений доступно только одному глазу — одно левому, другое правому. И проектор в кинотеатре должен показывать два изображения одновременно. Чтобы картинки отделились друг от друга и стали доступны каждое своему глазу, зрители надевают 3D-очки. В них мозг воспринимает одновременно оба изображения и интерпретирует эту информацию в объемное 3D-изображение. Отсюда и эффект, что часть действия происходит в зале, — объясняет заместитель технического директора ООО «УГМК-Телеком» Константин Лобырин. — В Интернете есть фильм о том, как снимался «Аватар». В нем рассказывается, что кино состоит на 40 % из живой съемки и на 60 % из реалистичной компьютерной графики. При съемке использовались микрокамеры, вставленные в шлемы актеров, которые позволяют управлять не только мимикой, но и движениями зрачков и век, в результате чего персонажи Кэмерона на экране ожили полностью.

От объемов фильма вскипел «серверный мозг»

Для создания мира Пандоры понадобилось более петабайта (1024 терабайта) цифрового дискового пространства для хранения всех компьютерно-графических активов фильма (растений и животных, насекомых, скал, гор и облаков и т. д.), что в 500 раз больше, чем было задействовано для «Титаника». Настолько великим был объем информации «Аватара», что его не смог вместить даже один из самых крупных дата-центров студии спецэффектов Weta, собранный из огромного количества хранителей информации: 34 стойки с 32 блейд-серверами. Ежедневно там обрабатывалось по 7-8 Гб данных в секунду, 24 часа в сутки, так что «мозг» серверной в буквальном смысле закипел, такого напряжения не выдержала система охлаждения серверов. В скором порядке ее пришлось менять на более совершенную.

— Технологии развиваются настолько быстро, что не успел фильм уйти в историю, а на форумах в Интернете люди уже пишут о том, что теперь нужно в залах создать 4 D: зрители хотят ощущать то же, что и главный герой (дуновение ветра, запахи цветов и т.д.), — продолжает Константин Лобырин.

Фильм оправдал все вложенные в него средства (500 000 долларов), и проделанную работу высоко оценили зрители. «Аватар» стал обладателем премии «Золотой глобус» в номинациях «Лучший драматический фильм» и «Лучшая режиссура». Кроме того, фильм был номинирован на «Золотой глобус» в номинациях «Лучшая музыка» и «Лучшая песня». По данным на конец января, фильм собрал в мировом прокате почти 2 млрд $, уступив только предыдущему творению Кэмерона — фильму «Титаник». В декабре прошлого года вышла уже компьютерная игра — «James Cameron's Avatar: The Game». А в скором времени зрителей ждет продолжение и самого фильма, обозначившего переход к новой кинематографической эпохе, которая строится на компьютерных технологиях. Но достоинством первого «Аватара» навсегда останется талант режиссера, сумевшего искусственными средствами создать мир настолько прекрасный, чтобы зрители после просмотра фильма оглянулись вокруг и задали себе вопрос: что мы сделали с этим земным миром и как мы можем исправить положение?